Батурин Виктор Павлович (1863-1938)

Родился 1 октября 1863 года в селе Становом Жердевской волости,
Новосильского уезда, Тульской губернии. Отец - Батурин Павел Петрович,
из небогатой дворянской семьи. Окончил Орловский Бахтинский Кадетский
корпус. Военные науки его не интересовали, но все же юнкером он был
отправлен на войну в Севастополь. Но их полк не успел принять участия в
войне, так как был заключен мир и полк вернули. По возвращении полка
Павел Петрович вышел в отставку и приехал в Становое, где занялся
устройством разоренного хозяйства.
Мать – Анна Никифоровна Никишина, (по другим данным Соболева),1843 года
рождения, с 14 лет - крепостная в доме помещицы Прасковьи Ивановны
Батуриной.
Прасковья Ивановна была женщина властная, вздорная. Ее муж Петр
Петрович был опекуном каких-то сирот и по своей доверчивости, большую
часть сиротских денег для увеличения их дохода отдал под вексель. По
векселю ему не уплатили, денег у него не было и он покончил жизнь
самоубийством.
У Петра Петровича и Прасковьи Ивановны было двое сыновей: Иван и Павел
(отец Виктора Павловича) и две дочери: Елена и Аделаида. Елена вышла
замуж за Пашкова Михаила Николаевича, а Аделаида за Анучина Алексея
Николаевича. Сын Иван во время Крымской Компании участвовал во взятии
крепости Карс и от ужасов войны сошел с ума и до конца жизни жил в
Становом.
Временно обязанная Анна Никифоровна продолжала свою службу у помещицы,
полюбила Павла Петровича и в 19 лет, 1 октября 1863 года, родила сына
Виктора, за что из хором барских была сослана в скотную избу, где и
жила с сыном. Прасковья Ивановна не позволяла Павлу Петровичу женится
на крепостной. В то время у него уже было двое детей: сын Виктор и дочь
Мария. Как внебрачный ребенок, Виктор Павлович носил фамилию по
крестному отцу – Иванов. В конце концов, Павел Петрович ушел от матери
и поступил служить к помещику Дьякову управляющим. Мать лишила его
наследства. Только после смерти Прасковьи Ивановны родители Виктора
Павловича обвенчались. Павел Петрович стал работать управляющим имением
в Становом, которое принадлежало его сестрам, Елене и Аделаиде.
Виктор Павлович учился в школе для крестьянских детей, а затем был
принят в реальное училище в г. Орле. Здесь впервые проявилась его тяга
к рисованию, он брал дополнительные уроки рисования, карандашом и
акварельными красками и учителя рисования П.Г.Некрасов и Савелов
рекомендовали ему поступить в Московскую школу живописи, ваяния и
зодчества. В 1882 году он был вынужден уйти из 5- го класса реального
училища и осенью 1882 года по конкурсному экзамену был принят в
Московскую школу живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ).
Его учителями были Павел Семенович Сорокин, Сергей Иванович Иванов –
скульптура, Илларион Михайлович Прянишников, Павел Алексеевич Десятов –
живопись. Живопись в натурном классе преподавали: Владимир Егорович Маковский и
Евграф Семенович Сорокин,
Василий Дмитриевич Поленов. Затем прибавились по живописи и рисованию:
Клавдий Васильевич Лебедев и
Николай Васильевич Неврев.
Виктор Павлович был освобожден от общеобразовательных наук, так как
программа 5 класса Реального училища соответствовала программе школы
Живописи, за исключением специальных предметов. Историю искусства
преподавал Сергей Яковлевич Лучшев, линейную и теневую перспективу
преподавал Александр Портогенович Попов, анатомию человека - ректор
Московского университета Смирнов. Смотрителем классов был Мжедлов
Александр Захарович. Директором школы был Лев Михайлович Жемчужников.
Каждый месяц были экзамены по искусству, и лучшие рисунки учеников
отбирались и в конце года по этим рисункам учеников переводили в
следующие классы. На рождественских каникулах в школе устраивались
ученические выставки картин, скульптуры и архитектуры.
В
Москве Виктор Павлович учился и жил на очень ограниченные средства,
получая от родителей 7-10 руб. в месяц. Жил он в то время в Ляпинском
общежитии. С ним жили его школьные товарищи: бароны Клодт Николай и
Евгений Александровичи, Алексей Михайлович Корин
и Василий Никитович Мешков. На досуге Виктор Павлович занимался
копированием картин в Третьяковской галерее и Румянцевском музее. Ему
начали заказывать копии с картин, и появился первый заработок. Наконец
то он начал сам зарабатывать деньги и перестал быть зависимым от
чрезвычайно бедно живших родителей. К тому времени в семье родителей,
кроме Виктора Павловича было: 6 братьев - Сергей, Алексей, Анатолий,
Владимир, Николай, Михаил и 5 сестер - Мария, Екатерина, Наталья, Ольга
и Елизавета. В 1884 году он был приписан к Орловскому мещанскому
обществу для отбывания воинской повинности и был зачислен в ратники
ополчения 2-го разряда.
Школу живописи, ваяния и зодчества он окончил в 1888 году и участвовал
в последний раз в ученической выставке давшей ему 1500 руб. В газетах и
толстых журналах «Артист» и «Русская Мысль» были опубликованы хорошие
рецензии на работы Виктора Павловича.
Через некоторое время после окончания училища он выстроил себе в Становом мастерскую, здесь им было написано много картин.
Летом ездил на этюды в Крым, на Кавказ, Украину, Палангу, Смоленскую,
Калужскую, Московскую, Тульскую губернию и др. В Москве жил товарищ его
отца, присяжный поверенный Куприянов Х.В., принимавший большое участие
в судьбе Виктора Павловича. По словам Батурина, именно он посоветовал
Виктору Павловичу поработать под руководством Григория Григорьевича Мясоедова и познакомил с ним. Под руководством и по приглашению
Григория Григорьевича Мясоедова
работал у него на даче в Павленках под Полтавой. Много писал с натуры.
Здесь был написан этюд для картины «Рубка леса», выставленной Виктором
Павловичем на его последней ученической выставке. Картина была продана
в первый же день выставки. Этюд к этой картине был куплен П.М.
Третьяковым и ныне находится в Третьяковской галерее. Участвовал
в трех выставках Товарищества передвижников (ТПВХ). (в Петербурге и
Москве - 19-я в марте-мае 1891, 20-я в феврале - мае 1892 и 35-я в
январе - марте 1907). Являлся одним из организаторов Московского
передвижного товарищества художников. Эти выставки побывали в городах
Орел, Тверь, Ярославль и др. Участвовал в выставках Петербургского
общества художников – член общества с 1910 года. С выставки картин
Петербургского общества его картина «Сад цветет», была куплена для
Зимнего дворца.
Спустя несколько лет после окончания школы Виктор Павлович решает
поступить учиться в Петербургскую Академию. Собрав все свои этюды, он
поехал в Петербург на просмотр к Архипу Ивановичу Куинджи. Хорошо знавший Батурина, ректор Академии
Владимир Егорович Маковский представил его
Куинджи.
По окончании осмотра этюдов Куинджи обнял Виктора Павловича и
сказал:»Поезжайте, работайте летом, а осенью приезжайте прямо ко мне в
мастерскую». Батурин был очень рад, получивши такой хороший отзыв о
своих работах от такого великого пейзажиста, как Куинджи. К сожалению
учеба эта сорвалась из-за отсутствия в то время денег на жизнь в
Петербурге. Виктор Павлович был вынужден остаться в Москве.
В 1888-90 работал художником декоратором Большого театра в Москве
совместно с другими художниками: Егорьевым Николаем Николаевичем, Сергеевым,
Савицким
и др. . С 1890 по 1911 год состоял преподавателем рисования в частной
гимназии Вишневской в Москве. С 1911 по 1914 год состоял на службе
(рисовальщиком) на фабрике Полякова в Москве. В это время им был
написан плафон над зрительным залом Московского Шелапутинского театра
(не сохранился после пожара). Отделывал в Москве особняки в различных
стилях. Расписывал церкви в Москве и на фабрике Полякова в Губайлове
(около ст. Павшино).
В этот период Москва все больше и
больше узнавала Виктора Павловича, работ с выставок ему никогда не
приходилось брать обратно, все картины принимались выставками и
продавались на них и в материальном отношении Виктор Павлович жил
хорошо. Значительные суммы денег он отправлял родителям – благодаря ему
все братья и сестры получили образование.
Картины его экспонировались на Всероссийской выставке в Нижнем
Новгороде (1896), («Сектантское кладбище»), на Всемирной выставке в
Сан-Луи (1904), на выставке в Берлине. Несколько его работ до революции
находились в Румянцевском музее, в Цветковской галерее.
Писал в основном, пейзажи и натюрморты (масло, акварель): “Ненастье”,
“Весенний день”, “Закат (1885, Музей-усадьба В.Д.Поленова), ”Рубка
леса” (1888, Гос.Третьяковская галлерея)*, ”Горный пейзаж” (там же),
«Среди засек» (~ 1892), “На хуторе”, “Москва-река” (1909, Иркутский
областной художественный музей), “Весенние сумерки” (1910, там же),
“Полевые цветы” (1910, Ульяновский областной худ. музей), “Дом
Л.Н.Толстого в Ясной Поляне” (1911, Музей Л.Н.Толстого в Москве),
“Дворик в Ясной Поляне”, “Пейзаж в Крыму” (1912, Тульский областной
худ. музей), “Домик лесника” (1926, там же), “Полевые цветы” (1937),
“Сад цветет” (~ 1911), “Морской берег. Коктебельская бухта” (1913 в
семье Трындиных), “Морской берег. Скалы у Семеиза” (1913, там же),
“Речка в горах” (1923), “Горная долина” (1925), “Пейзаж. Долина реки”
(1900-1910) и др.
Очень хорошо были встречены художественной общественностью его картины:
«Дачный уголок», «На хуторе», «Ранняя весна», «Пруд», представленные на
Периодической выставке в Москве в Историческом музее в январе 1903
года, а также картины: «Майское утро», «Ненастный вечер», «Ранней
весной», «Желтеющая нива», представленные на Периодической выставке в
Москве в Историческом музее в январе 1904 года. На юбилейной ХХХ
периодической выставке картин в 1910-11 годах им были выставлены
картины: «Цветник», «Цветы запоздалые», «Дача». В Москве жил: в 1896 –
Мясницкая ул. дом Духовной Консистории, меблированные комнаты, № 30, в
1901-02 – Сущевской части, Ивановский пер. дом Полетаевых.
Батурин Виктор Павлович (1863-1938). Продолжение

В 1902 году женился на Валентине Петровне Трындиной. В 1903 году у них
родился сын – Кирилл. После женитьбы они жили в 1903-1905 годах на
Смоленском бульваре в доме Шнейдера, а затем у Петровских ворот в доме
Петра Егоровича Трындина, квартира 6. Виктор Павлович в 1903-1904 году
входил в Совет Московского городского попечительства о бедных Мясницкой
части 1-го участка, где председателем был Сергей Егорович Трындин.
Брак этот оказался неудачным и в 1910 году Виктор Павлович получил
формальный развод с правом жениться. (В своих воспоминаниях Виктор
Павлович обвиняет в неудавшемся браке Валентину Петровну). Сын был
оставлен у Виктора Павловича и жил с ним в Становой, в Москве в
Фурманном переулке, дом 18 (16), а затем в других городах. В 1912 году
Кирилл был принят в Мценскую гимназию, затем учился в Симбирске.
Виктор Павлович был дружен с Ильей Львовичем Толстым,
в
1914 году Виктор Павлович вместе с сыном Кириллом жил в имении Ильи
Львовича Толстого в Калужской губ. - Мансурово, давно был знаком и с
семьей Льва Николаевича Толстого, бывал у них в Ясной Поляне, писал
этюды, и многие из этих этюдов были подарены им в Московский музей
Л.Н.Толстого. В это время картины Виктора Павловича пользуются
огромным успехом, во всех частных галереях Москвы и Петербурга имелись
картины Батурина: у Цветкова, Щукина, Морозова, Гиршмана, Солдатенкова,
Кувшинова, Оглоблинского и др.
С
началом 1й Мировой войны Виктор Павлович просился на работу в Красный
Крест. Но 15 мая 1915 года получил назначение ехать в Симбирск в
распоряжение уполномоченного по заготовке продовольствия для армии.
После Симбирска работал в Самарской, Оренбургской, Уфимской губерниях,
где принимал купленный скот, формировал гурты и отправлял их по
назначению. В дальнейшем Виктор Павлович просил отпустить его с этой
работы, но ему было отказано, и он был вынужден продолжать службу,
переходя по наследству с заготовленным скотом от одной власти к другой.
В 1915 году в г. Уфе он встретился с вдовою Ириной Андреевной, у
которой был сын Афанасий, одних лет с Кириллом. В том же году Виктор
Павлович и Ирина Андреевна поженились.
В ноябре 1918 года из Уфы был переведен в Каинск, где во время переезда
заразился сыпным тифом. В 1919 году Колчак мобилизовал Кирилла и
Афанасия в военную школу, и больше сведений о них родители не имели. В
мае 1919 года был переведен в станицу Песчанскую Павлодарского уезда
Семипалатинской губернии.
29 декабря 1919 года в Павлодар вошла Красная Армия и Виктор Павлович
передал остававшиеся у него 5000 голов скота коменданту города. В 1920
году был назначен ответственным по реквизации скота на озеро Моралды, в
80 верстах от Павлодара. Осенью 1920 года был назначен заведующим
мясным складом в Павлодаре. В то время в Павлодаре никто не знал, что
Виктор Павлович художник. Когда об этом узнал Председатель
Павлодарского Исполкома Бондор – Деброва, он дал ему работу по
специальности. Его назначили преподавать черчение и рисование в школе
II ступени и в Школе Водного Транспорта. Написал декорации в Гортеатре
Павлодара, которые произвели фурор. В 1923-26 годах писал этюды на
Алтае, где сопровождал экскурсию учеников Школы Водного Транспорта. В
этот период он написал несколько картин и через Илью Львовича Толстого,
жившего в то время в Америке, отправил их на продажу в Америку. Это
давало ему средства на жизнь. В апреле 1924 года он заболел от
переутомления, доктора запретили ему заниматься в школах, и он был
признан инвалидом 2-й группы. В это время он пишет декорации для клуба
Водников, городского театра, рабочего клуба. Принимал участие в
Московской выставке 1923 года, в Иркутске в 1925 году и две картины
подарил в Иркутский музей. В 1928 году им сделан эскиз пьедестала
памятника В.И.Ленину в Павлодаре. В городе Павлодаре им была
организована изостудия для детей. Но все это время Виктора Павловича
тянуло к родным местам Центральной России к цветущим садам, лугам,
холмам, заросшим прудам и т.д. Он хотел посылать свои работы на
выставки в Америку, так как там на его картины был спрос. В России, по
словам Виктора Павловича, в то время «старое искусство отжило свой век
- всюду процветал футуризм и модернизм», поклонником которых Виктор
Павлович никогда не был.
В начале лета 1930 года Виктор Павлович уехал из Павлодара в Боярку,
(дачное место под Киевом), там жила его сестра Ольга Павловна Батурина.
В Боярке ему не понравилось, и он уехал в Новосибирск (писал картину
большого размера для Новосибирского зерносовхоза). Затем приехал жить в
Тулу к родственникам. Виктор Павлович там много работал (были заказы из
Москвы, посылал ранее написанные пейзажи в Америку к И.Л.Толстому).
Затем переехал в город Алексин, Тульской области – там жили его близкие
друзья семья известного хирурга Якова Сергеевича Стечкина. В 1932 году
он уехал в Куйбышев, там жила сестра его жены. В Куйбышеве он заболел
(у него был инсульт и парализована левая рука). В Куйбышеве была его
последняя персональная выставка, все картины были куплены
художественным музеем Куйбышева.
14 октября 1938 года в Куйбышеве, в возрасте 75 лет, Виктор Павлович
Батурин скончался. Похоронен в Куйбышеве. Жена его умерла в Куйбышеве
17 февраля 1957 года. Несколько картин Виктора Павловича сохранилось в
Куйбышеве в семье сестры его жены. Две картины у родственников В.П.
Батурина в Москве.
|